Тенденции снижения ввода в эксплуатацию торговых площадей в России

Эксперты журнала Forbes отметили тенденцию снижения численности площадей в России, вводимых в эксплуатацию в последние годы. Массовый переход потребительской аудитории в онлайн-шопинг, снижение инвестиционной привлекательности, уход зарубежных инвесторов с российского рынка – вот лишь часть тех факторов, которые повлияли на формирование ниспадающей тенденции.

Неоднородная статистика

В результате финансового кризиса 2014 года численность вводимых в эксплуатацию торговых объектов на территории России в 2017 году достигла десятилетнего минимума. В итоге в течение ушедшего года на региональном рынке образовалось только 20 строительных проектов, суммарная площадь которых едва превышает показатель в полмиллиона квадратных метров. В отличие от предыдущих лет, в самой столице в 2017 году был сдан только один единственный объект – Vegas Кунцево, представляющий собой крупный торгово-развлекательный комплекс.

Между тем сохраняется тенденция спроса на подобные проекты в городах регионального значения, где еще не в полной мере ощущается перенасыщение подобными объектами. В большей же степени актуальность приобретают небольшие торговые заведения. Хотя и в этом отношении прогнозы не самые утешительные. Если в одних отдаленных областных центрах насыщенность торговыми площадями составляет 200 метров квадратных на 1000 человек, то в некоторых из них этот показатель перешагнул рубеж в 1000 метров квадратных на 1000 человек. Так, во всяком случае, обстоит дело в Красноярске, где на 1000 жителей города приходится 1100 квадратных метров торгово-развлекательных площадей.

В самой столице стало устойчиво формировать новое направление застройки коммерческой недвижимости – малометражные торговые центры, где основной акцент делается на сегмент продуктовой группы – именно он формирует потребительский спрос.

Онлайн альтернатива

Формированию таких тенденций в немалой степени способствует интенсивное развитие интернет-коммерции. Крупные торговые порталы переманивают целевую аудиторию из традиционных торговых комплексов. В целом отечественная  статистика уже зафиксировала рубеж в 1 триллион рублей онлайн оборота. И эта цифра неуклонно продолжает свой рост. Причем только 40% всего объема продаж и покупок приходится на внутренний рынок. Остальные 60% интенсивно уходят на международные торговые площадки, такие, как Amazon или Ebay и AliExpress.

Эта тенденция будет продолжать развиваться интенсивными темпами ввиду того, что обеим сторонам – и продавцу и покупателю – намного проще осуществлять коммерческие сделки. У одних это экономия затрат на аренду, у других – экономия времени на покупку, а также возможность сэкономить на цене и акциях. Кроме того, онлайн торговля заметно упрощает механизм самой покупки, возврата и других транзакций.

Что происходит в сфере развлечений

Не меньше торговли проясняется картина и в индустрии развлечений. Большая часть площадей ТРЦ теперь отдается под кинотеатры, игровые зоны и прочие интерактивные проекты. Если раньше на это выделялось не более 10% полезных площадей, то в нынешнее время эта цифра составляет свыше 40% - именно столько в прошлом году было занято под проекты игровой и развлекательной индустрии за счет снижения объема торговых площадей.

И все же полностью торговые площади исчезнуть не могут. Существует несколько товарных категорий, которые сложно приобретать в режиме онлайн. Например, покупателю гораздо выгоднее примерить обувь или одежду в магазине оффлайн, чем покупать в интернет-магазине, опираясь только на описания и фото. Так же обстоит дело с косметикой и парфюмерией. Другие товары, которые требуют непосредственного контакта, также не могут полностью переноситься в интернет шопинг.

Но даже если часть торговых субъектов перенесет свои ресурсы в интернет, все равно торговые площади продолжат использоваться уже в качестве складов или пунктов выдачи заказов.

Из всего сказанного следует четкий вывод – в ближайшие годы торговые площади будут изменены в своем функциональном назначении. И завтра прибыль получит тот, кто уже сегодня уверенно следует за новыми тенденциями.

Задать вопрос
Задать вопрос
поля отмеченные * обязательны для заполнения
Консультация с сотрудником компании займет меньше времени, чем самостоятельный поиск! Заполните форму, и наш специалист свяжется с вами в течение 15 минут.
Заказать звонок
поля отмеченные * обязательны для заполнения
Консультация с сотрудником компании займет меньше времени, чем самостоятельный поиск! Заполните форму, и наш специалист свяжется с вами в течение 15 минут.